4 soft-skills, которые ценят все работодатели
Специалисту, который находится в поиске работы, владеть только одним навыком всегда будет недостаточно. Если с hard-skill все более-менее понятно (для каждой специальности они обозначены), то с soft-skill все не так очевидно.
Soft-skills - тема, которую нынешний рынок труда воспринимает как ненужную философию. Но, к счастью, все меняется и появляется понимание того, что успех проекта зависит от того, каким будет взаимодействие в команде, как будут соблюдены дедлайны и как будет презентован готовый проект и др.
Ведь можно быть безупречным профессионалом своего дела, но если у вас не развиты soft-skills, вы не сможете работать в команде. Hard-skills можно развить, а для того, чтобы стать командным игроком необходимо приложить максимум усилий, но не каждый готов работать над собой.
Развитие человека - это естественный процесс, необходимый для поддержания жизнедеятельности. Поэтому важно развивать в себе не только профессиональные навыки, но и soft-skills, которые помогают подстраиваться под различные изменения окружающего мира. Необходимо развивать в себе адаптивность, критическое мышление, навыки самообучения и коммуникабельность.
Когда специалисты из разных областей говорят о современном мире, они все чаще употребляются термин VUCA. Это акроним слов volatility, uncertainty, complexity, ambiguity — нестабильность, неопределенность, сложность, неоднозначность. Сегодня этот термин используют для описания условий, в которых работает бизнес.
Чтобы преуспеть в этих условиях, нужно научиться меняться вместе с миром: быстро ориентироваться в непредвиденных обстоятельствах, учитывать разные варианты реакций и выбирать самый оптимальный.
Адаптивность стала новым веянием в гибких навыках. Это качество помогает не только быстро ориентироваться в различных ситуациях, но и инициировать процессы, которые приведут к положительных изменениям. Адаптивность особенно ценится руководителями, так как сотрудник, который умеет следить за развитием ситуации, корректировать планы и вырабатывать новые стратегии, выигрывает на фоне других.
Критическое мышление позволяет посмотреть на рабочие задачи с разных сторон и избежать ошибок, связанных с неточность или недостаточностью данных. Однако критическое мышление важно не только в работе. Человек каждый день сталкивается с огромным количеством информации. Важно уметь анализировать ее и делать обоснованные выводы. Критическое мышление связано с креативностью. Оно делает человека более открытым к новым идеям и решениям, способным выйти за границы стереотипов. Умение мыслить критически позволяет не застревать в неработающих схемах, а при необходимости сменить подход и найти более эффективное решение в сложной ситуации.
Самообучение – это приобретение человеком нужных ему с его точки зрения знаний, навыков и умений посредством самостоятельных занятий, вне какого бы то ни было учебного заведения и без помощи преподавателя, учителя. Стимулирующим фактором выступает не наставления преподавателя, а внутреннее желание, мотивация, а это — сильнейший двигатель саморазвития. Ведь именно такое познание наиболее эффективно для человека — знания проходят через вас, внедряясь в повседневную жизнь.
Коммуникация — это передача информации, обмен знаниями между собеседниками. Профессиональная коммуникация отличается от бытового общения. В разговоре с другом можно делиться эмоциями по поводу каких-либо событий, не подбирать слова, много шутить и обмениваться мемами. Но если вы отправите клиенту такое же письмо, как могли бы написать приятелю, скорее всего, это вызовет удивление. Навык коммуникации включает в себя способность вести деловое общение — переписку и переговоры с коллегами, клиентами и начальником. Также нужно овладеть ораторским искусством, то есть уметь доносить свои мысли четко и понятно.
Думаю, многие согласятся, что в IT-среде значимую роль играет сообщество: опытные разработчики помогают коллегам и охотно делятся экспертизой. Тем не менее, есть стереотип, что для программиста нормально быть замкнутым. Однако, с закрытым человеком трудно взаимодействовать, так как он почти никогда не предлагает идеи и не склонен обсуждать текущие процессы. Поэтому все больше компаний обращают внимание на то, умеет ли специалист работать в команде, понимает ли он коллег так же хорошо, как и сам проект, способен ли давать и принимать обратную связь.
Также к навыку коммуникации можно отнести умение убеждать. То есть преподносить свою идею, приводить аргументы и рассказывать историю так, чтобы слушатели были увлечены. Это необходимо не только тем, кто постоянно общается с клиентами. Именно этот навык поможет отстоять свою точку зрения, вдохновить единомышленников. И чтобы коллеги слушали вас не из вежливости, а внимательно и сосредоточенно, крайне желательно делать свой рассказ не только убедительным, но и интересным.
Soft skills в IT-среде никоим образом не важнее hard skills, но они имеют значение для профессионального успеха. Можно иметь очень глубокие знания, но недостаток «мягких навыков» их нивелирует. Soft skills важны еще и потому, что сейчас настало время командной, а не одиночной разработки, а в команде нужно уметь обосновывать свои решения, решать конфликты и банально общаться. Помимо разработки «мягкие навыки» помогают решать и жизненные задачи, поэтому так важно развивать их.