Деловая этика в IT
Деловая этика. Что это такое и нужна ли она сейчас?
Вроде бы, что тут такого и зачем об этом думать. Есть общие правила деловой этики в бизнесе, которые необходимо соблюдать. Тем более сфера IT - это сфера современная, где все на одной волне. Нужны ли здесь какие-либо правила, тем более деловые?
Для начала нужно разобраться, что же такое деловая этика. Деловое общение - это очень сложный, многоплановый процесс коммуникации между людьми в рабочей среде. Все его участники ориентированы на достижение определенной цели, решение конкретных задач. Совершенно логично, что такой объемный процесс должен быть упорядочен какими-либо правилами и установленными ограничениями, а также принципами. Именно этот свод правил и принято считать “этикой делового общения”.
IT сфера, несмотря на свою быстроту развития и молодость, не является исключением. Здесь тоже необходим тот самый деловой этикет.
Что же входит в этот свод правил?
1. Конфиденциальность
Один из важнейших принципов в работе. Умение сохранять в тайне то, что происходит в проектах и рабочих процессах. Нужно понимать, что получая осознанно или неосознанно в процессе работы доступ к информации организации, важно сохранить это внутри рабочих процессов.
Я думаю, этот принцип важен в любой профессиональной области. Однако, в IT он становится максимально критичным в силу взаимодействия специалиста с важными информационными ресурсами организации.
2. Использование ресурсов по назначению
Второй важный момент в профессии — всегда помнить, что доступ к информации той или иной организации не дает права использовать их не по назначению. Можно привести много примеров с нецелевым использованием IT ресурсов. Но суть везде будет одна — ресурсы организации должны использоваться для того, для чего они предназначены.
3. Неприкосновенность чужих личных данных
Есть конечно же множество законов в каждой стране о персональных данных. В западных больших корпорациях часто имеются внутренние регламентирующие документы об обращении с персональными данными. Однако, на практике для многих ITшников бывает большой соблазн в ряде ситуаций не соблюдать данное правило. Это может выражаться и в перехвате трафика пользователей сети, или просмотре личных документов сотрудников в IT системах. Вариации могут быть разные. Но те, кто так делает, обычно теряют репутацию свою, а также создают нездоровую обстановку в коллективе и вокруг себя. Поэтому, помним и соблюдаем всегда этот принцип, личные данные коллег, сотрудников и клиентов должны оставаться неприкосновенными и конфиденциальными.
4. Уважение и умение правильно давать оценку работе других.
Уважение - это, пожалуй, то, с чего нужно было начать. Ведь это основа любых отношений, в том числе рабочих. А правильно выстроенная коммуникация между участниками процесса ведет к быстрому и более эффективному результату.
Обмен знаниями, а именно умение подсказать и дать корректную оценку работе коллеги - тоже очень полезный навык. Но здесь важно помнить два основных правила: говорить свое мнение и оценивать чужую работу только тогда, когда Вас об этом попросили. Также это нужно делать из желания помочь исправить какую-либо ошибку, а не из позиции пустой критики работы другого человека.
5. Уметь тактично просить и принимать отказ
Надо всегда очень хорошо чувствовать расстановку сил и не путать роли. Если это вам что-то нужно от другого человека, то его позиция априори сильнее вашей, поэтому нельзя с ним общаться так, как будто вы снисходите до него. Вы можете попросить, но не требовать или настаивать. А услышав отказ, извиниться за беспокойство и вежливо откланяться.
6. Пунктуальность
Есть категория людей – вечные опоздуны. Пока их мало знают, первые одно-два опоздания им ещё могут простить. Но если для них норма – приходить не вовремя, контакты с ними сводят к нулю. Постоянно заставлять себя ждать – это не только личная неорганизованность, но и какая-то нездоровая история с психологической точки зрения, как будто человек самоутверждается за счёт других. Надеюсь, это – не про вас.
7. Не стоит забывать о вежливости
Если это вы в позиции принимающего решение, и от вас ждут ответа, не пренебрегайте правилами приличия и не упивайтесь своей властью. Обещали сообщить в такой-то срок – сделайте это. Точность - вежливость королей. Если сказать пока нечего – тоже не молчите, напишите, что информации нет, как будет – дадите знать.
8. Не переходить личные границы
Субординация – наше всё. Если речь идёт о деловых отношениях, то играть против себя – это стремиться резко и в одностороннем порядке сократить дистанцию. К примеру, обращаться к человеку на «ты»; своевольно сокращать его имя, если он представился полным; или просить его о чём-то, что возможно только при более близких отношениях. Тут же – давать непрошенные советы, перебивать собеседника, заряжать монолог минут на 40 и тем самым тянуть чужие ресурсы времени и внимания на себя.
Если подвести итог, то главное в деловой этике – уважение к людям, вежливость и тактичность в отношениях с ними, а не напор. Лучше где-то не дожать, чем пережать. Развивайте наблюдательность, умение чувствовать ситуацию и настроение человека, чтобы реагировать адекватно. Если вы видите, что от вас отдаляются и закрываются, не нужно стучаться громче и ногами! Надо, наоборот, отойти в сторонку. А если вам радостно идут навстречу, готовы обсуждать условия и сотрудничать, не лучшим приёмом будет начать отмораживаться, менять условия и выкручивать руки, чтобы что-то с этого поиметь. Манипуляции могут дать какой-то очень кратковременный эффект, а в перспективе вы потеряете больше.